ТЭЦ-11

SHHennikova
Даём мы уголь – пищу для котлов
Театр начинается с вешалки, говорил когда-то Станиславский. Уместна аналогия или нет, но любая теплоэнергетическая станция начинается с топливоподачи. Причём вид топлива значения не имеет. Усольская ТЭЦ-11 питается углём и мазутом, который используется в небольших количествах только во время пуска котлов.
 Потребность в угле постоянная и лежит он под нами невостребованный в больших количествах и неглубоко. Южное Приангарье от Иркутска до Тулуна стоит над Иркутским угольным бассейном, а с северо-запада из Красноярского края к нам заходит частично самое крупное в мире Тунгусское месторождение.
 Именно на этот вид топлива был сделан расчёт в середине 50-х годов прошлого столетия, когда наряду с гидроэлектростанциями Ангарского каскада проектировались и закладывались теплоэнергетические станции.
 Строились эти гигантские источники энергии для того, чтобы дать тепло и свет развивающейся промышленности Приангарья, вместе с теплом вдохнуть жизнь в строящиеся кварталы молодых сибирских городов. Более полувека прошло с тех пор.
Мы живём в другом столетии, в другом государстве, а тепло и свет по-прежнему востребованы, как и прежде сотни вагонов ежедневно уходят с разрезов и обогатительных фабрик на угольные терминалы ТЭЦ в Иркутске, Ангарске, Усолье. На ТЭЦ-11 составы прибывают на станцию Химическая со станции Мальта Восточно-Сибирской железной дороги.
 Станция обрела хозяина
Химическая – это ворота Усолья. Когда был жив промышленный потенциал Усольского Химпрома, станция с путевым хозяйством, локомотивным парком и немалым штатом людей, всё это обслуживающих, являлась железнодорожным цехом этого предприятия.
Кроме города и ТЭЦ цех обеспечивал транспортные перевозки самого Химпрома. Там кипела жизнь, и из шести тепловозов, как минимум три постоянно находились в движении. Всё изменилось менее чем за десять лет.
 Один за другим закрылись подразделения Химпрома, а за ними разрекламированная надежда Усолья – Сибирский Силикон. Понятно, что желдорцех в этой ситуации своим хозяевам стал обузой. Вместе с путевым хозяйством и станцией он достался государству за долги бывшего градообразующего предприятия и нет сомнения в том, что были желающие прибрать его к рукам.
 Чтобы избежать посредников в цепочке снабжения станции топливом, руководство компании «Иркутскэнерго» приняло решение взять в долгосрочную аренду станцию Химическая со всем её весьма изношенным хозяйством. Так появился в числе подразделений ТЭЦ-11 железнодорожный цех, образованный 21 мая 2012 года. Начальником цеха назначен Александр Краснояров.
В его ведении станция Химическая, тепловозное депо, железнодорожный подъездной путь, служба ремонта пути и всё необходимое для жизнеобеспечения этого хозяйства, включая штат железнодорожников – машинистов, путейцев, механиков и слесарей.
 Станция Угольная на территории ТЭЦ, оборудованная полуавтоматической системой разгрузки топлива, со всем своим сложным хозяйством хранения и транспортировки угля к мельницам котельного цеха, превращающих уголь в мельчайшую пыль для сжигания в топках котлов, — это цех топливоподачи. Начальник цеха – Владимир Каверзин, до недавнего времени работавший здесь же старшим мастером.
 Взаимодействие и слаженную работу этих двух цехов обеспечивает заместитель директора ТЭЦ Александр Карпов, очень хорошо знающий этот топливно-транспортный блок изнутри. Семь лет руководил Александр Дмитриевич цехом топливоподачи и лишь в середине 2012 года уступил эту должность Каверзину.
 Эта перестановка была сделана для усиления контроля и более оперативного руководства этим существенно расширившимся участком.
 От истоков в день сегодняшний
Едва ли жителя Усолья или Белореченска серьёзно беспокоит вопрос о том, какой уголь поступает на ТЭЦ, обогревающую его квартиру. Зато для руководства станции и специалистов, занимающихся вопросами постоянного снабжения предприятия углём, тема качества топлива, места нахождения угольного разреза его поставляющего, в значительной степени стратегическая.
 Заняты ею десятки людей в Иркутске и в Усолье, заранее заключаются договоры, составляются графики и регламенты поставок. Задолго до прихода состава знают снабженцы и руководитель цеха топливоподачи время его отправления и прибытия.
Это при том, что ещё 7-8 лет назад, когда работал Химпром, цех принимал до 120 вагонов угля в сутки. Сегодня по известным причинам объём топлива уменьшился почти на треть, но и 80-90 вагонов разгрузить и отправить на переработку или на склад совсем непросто.
Тем не менее, в этом трудоёмком процессе занято совсем немного людей, каждый из которых чётко и уверенно выполняет свою работу.
История топливоподачи и её совершенствование неразрывно связано с историей самой ТЭЦ.
Она интересна узкому кругу специалистов, на глазах и при участии которых происходило совершенствование всех процессов. Тем не менее, за 55 лет здесь прошло столько людей, что даже такие «долгожители» цеха, как заместитель начальника Анатолий Саев и моторист топливоподачи Валентина Щенникова, отдавшие подразделению по 35 лет, не могут вспомнить и знать всех поимённо.
 Достаточно сказать, что кирпичное здание первого ввода транспортировки угля в котельный цех с галереей было построено в 1959 году одновременно с пуском первого котла.
Более 20 лет через него ленточными транспортёрами после дробильной установки уголь поднимался в бункеры для дальнейшей переработки в котельном цехе, и ввод этот мог пропустить в сутки 10 тысяч тонн топлива. Сегодня современный ввод поднимает половину этого объёма, в большем количестве просто нет необходимости.
Наиболее значимым и серьёзным преобразованиями процесса топливоподачи за всю его историю были монтаж и пуск в 1982 году вагоноопрокидывателя ВРС-125 и ВРС-134 в 1986 году. Причём, ВРС-134, изготовленный на Украине, имеет заводской номер – 1.
 Это значит, что Усольская ТЭЦ стала первой в стране обладательницей такого агрегата, который и сегодня поражает воображение своей мощью. В должности слесаря Анатолий Саев участвовал в доводке нового оборудования после проведенной реконструкции всей системы разгрузки топлива, при нём был установлен первый вагоноопрокидыватель.
 Это оборудование, смонтированное под руководством главного инженера Виктора Яшкина, произвело революцию во всей системе топливоподачи, но пуск его и наладка потребовали немало времени и усилий, пока не были устранены различные неполадки, допущенные при монтаже.
 — Были дни, когда директор станции Я.К. Коваль и главный инженер В.И. Яшкин не уходили с территории цеха сутками, жили на станции, когда что-то не ладилось на монтаже. Зато потом разгрузка стала вполне цивилизованной, — вспоминает Валентина Щенникова.
Разгрузкой вагонов путём опрокидывания их на 175о в специальном металлическом роторе управляют два человека. Машинист четвёртого разряда работает с маневровым тепловозом внизу. Состав с углём протаскивается через специальное вращающееся устройство, вагон, предназначенный для разгрузки, останавливается в нём, отсоединяется от остальных и жёстко фиксируется.

 Oprokidy-vatel

 Машинист пятого разряда управляет процессом из своей кабины наверху, нажатием кнопок переворачивает вагон, из которого уголь в считанные секунды высыпается вниз через решётку и по подземным тоннелям на транспортёрной ленте отправляется к дробильной установке либо на склад.
 Всё происходит быстро и без суеты. Если на решётке остаются крупные куски угля, не прошедшие отверстие 40х40 сантиметров, в дело вступает дробильно-фрезерная машина, мгновенно разбивающая застрявшие глыбы.
 Освобождённый от груза вагон, выталкивается вперёд, внимательно осматривается машинистом и присоединяется к порожнему составу. Ещё минута, и обратным ходом локомотив ставит под разгрузку следующий вагон.
 Машинист вагоноопрокидывателя пятого разряда – одна из основных профессий на топливоподаче. Наряду с профессией слесаря и машиниста топливоподачи её обязаны освоить начальник смены, старший мастер, заместитель начальника цеха.
В цехе вообще нет руководителей, не прошедших через эти рабочие специальности. В этом и есть залог надёжности безупречной работы не только этого конкретного оборудования, но и всего предприятия.
Анатолий Гретченко.
На снимках: работает вагоноопрокидыватель; моторист топливоподачи В.П. Щенникова. Фото автора.

Усолье|Иркутская область

1 ответить

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Считай! * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.